Минский скульптор рассказал о том, как создавался образ станции «Малиновка»
Максим Петруль – известный минский скульптор, который приложил свою руку к созданию образа станции Грушевка. Речь, конечно же, идет о создании большой скульптурной композиции в виде груши на станции. Как удалось узнать, Максим также принял участие и в создания названия станции «Малиновка», расположенного на путевой стене.
Корреспонденты агентства «Минск-Новости» взяли интервью у известного скульптора и задали ему несколько вопросов, на которые он с удовольствие ответил.
– Ежедневно метро перевозит около 800 тысяч пассажиров. Непростая задача: разработать такой дизайн интерьера станции, который устроит большинство.
– Не занимаюсь дизайном станций метро. То, что делаю я, называется «визуальное искусство для общественных пространств». Это устоявшийся термин. Есть мнение, что сегодня более эффективно экспонировать произведения искусства в общественных пространствах, чем в музеях и галереях. Я попробовал использовать для этого метро.
– Могло ли произведение, которое стало символом станции метро «Грушевка», существовать автономно от неё?
– Да, конечно. Это мой детский проект, который я доработал. Когда учился в художественном училище имени А. Глебова, получил задание по дизайну и придумал мифическое дерево.
– Есть условия, которые приходится учитывать, зная, что работа создается для метро или другого общественного пространства?
– Профессиональное художественное сообщество – это довольно узкий круг, куда входят люди, подготовленные к восприятию искусства. Это музейщики, галерейщики, искусствоведы, сами художники. И нам свойственно забывать об обществе, когда создаем произведение, условно говоря, для себя. Специфика создания произведений искусства для общественных пространств в том, что необходимо помнить: есть социум с его стереотипами, спросами, устоявшимися представлениями о том, что есть жизнь, и так далее.
– То есть нужно угадать, с чем социум ассоциирует названия «Грушевка» и «Малиновка»?
– Пока станция метро «Грушевка» не открылась, у общества она ни с чем не ассоциировалась. В сознании социума ее просто не было, как пока нет «Малиновки». «Малиновка» есть в сознании скульптора и архитектора. И мы придумали, как пассажиры будут воспринимать эту станцию.
– Но ведь для того, чтобы социум согласился с вашим художественным решением, оно должно вызывать схожие ассоциации у большинства, так ведь?
– Чем проще знак, который мы предлагаем, тем легче его расшифровать. Как на «Грушевке», где в общественное пространство помещено мое произведение. Оно дает отсылку к какому-то саду в предместье.
– В статье, напечатанной в 2009 году в «Вечернем Минске», прочла про облик «Малиновки»: «Интерьер должен получиться солнечным и относительно простым. Доминировать будет фисташковый цвет. Небесно-голубой потолок украсит подсветка». И где же связь с «Малиновкой»?
– Чтобы «Малиновка» стала «Малиновкой», ее художественный образ был доработан.
– Самые простые ассоциации – птица с таким названием или ягоды малины.
– На стены будет нанесен растительный орнамент. И все верно – там присутствует изображение ягод малины. В основе художественной концепции четырех новых станций метро первой ветки, которые следуют за «Институтом культуры», идея мемориализации деревень, вошедших в городскую черту. Напоминания о них сохранились в названиях жилых районов Минска. «Грушевка», как я уже упоминал, – отсылка к деревенскому саду. На станции метро «Михалово» угадываются контуры деревни. Этот силуэт в виде металлической пластики создан художником Скромблевичем. «Петровщина» представлена как поле, над которым звездное небо. «Малиновка» как роща. Все образы понятны и связаны с белорусской географией, культурой.